Zavalinka

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Zavalinka » Церковный календарь. » Сегодня у нас по православному календарю....


Сегодня у нас по православному календарю....

Сообщений 241 страница 260 из 316

241

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.)
Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.
Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.
Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.
Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.
По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

242

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.
Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

243

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была законче-на и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.
Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже — 22 июня 1197 года.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями

244

Православный календарь на 2010 год

4 апреля - Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Двунадесятые непереходящие праздники
7 января - Рождество Христово
19 января - Крещение Господне
15 февраля - Сретение Господне
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа - Преображение Господне
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября - Воздвижение Креста Господня
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы


Двунадесятые переходящие праздники

28 марта - Вход Господень  в Иерусалим (Вербное воскресенье)
13 мая - Вознесение Господне
23 мая - День Святой Троицы. Пятидесятница

Великие праздники
14 января - Обрезание Господне
7 июля - Рождество Иоанна Предтечи
12 июля - Первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Многодневные посты
15 февраля - 3 апреля - Великий пост
31 мая - 11 июля - Петров пост
14 - 28 августа - Успенский пост
28 ноября - 6 января - Рождественский пост

Однодневные посты
среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и святок
18 января - Крещенский сочельник
11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи
27 сентября - Воздвижение Креста Господня

Дни особого поминовения усопших
  6 февраля - Суббота мясопустная
  27 февраля - Суббота 2-й седмицы Великого поста
  6 марта - Суббота 3-й седмицы Великого поста
  13 марта - Суббота 4-й седмицы Великого поста
  13 апреля - Радоница 
  22 мая - Суббота Троицкая
  30 октября - Суббота Димитриевская

Сплошные седмицы
7 - 17 января - Святки
24 - 28 февраля - Мытаря и фарисея
7 февраля - 14 февраля - Сырная (Масленица)
4 - 10 апреля - Пасхальная (Светлая)
23 - 29 июня – Троицкая

Не совершается браковенчание
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 7 января по 19 января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня -  27 сентября.

О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

245

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" . Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" . Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы - "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" .

246

Боянская икона Божией Матери

http://s39.radikal.ru/i086/1002/96/39da0196b539.jpg

Боянская икона Божией Матери, написанная в 1991 году и находившаяся в церкви Рождества Богородицы села Бояны Новоселицкого района Черновицкой области, заплакала 18 декабря 1993 года во время богослужения в День святителя Николая в присутствии собравшихся прихожан. В консистории хранится много значимых документов, касающихся истории этой иконы. Одним из них является полное живой благодатной эмоции описание чуда протоиереем Михаилом Жаром, которому дана была Божия милость со смятенными чувствами наблюдать сие событие с самого начала — с того момента, когда, по его описанию, "глаза Божией Матери были наполнены слезами и очень блестели", и до того, как к окончанию праздничной службы слезы Богородицы пролились до самого низа иконы.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 4 октября 1994 года под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, после детального изучения, эта икона была признана чудотворной и наименована Боянской.
Установлено празднование в ее честь 12/25 сентября. Ныне Боянская икона Божией Матери — признанная святыня в православном мире. Перед ней происходит множество чудес, молящиеся исцеляются, в том числе от злокачественных заболеваний, когда медицина оказывается бессильной (первыми исцеление получили в конце 1993 года больной раком отрок Георгий из Хмельницкой области и православный священник из Польши отец Игорь).
24 сентября 1995 года было совершено первое паломничество к Боянской иконе Божией Матери, и с тех пор число поклоняющихся, которые в этот день пешком из Черновцов идут к святыне, стремительно растет.
На сегодняшний день у святой иконы из разных мест и стран уже побывало более 2 миллионов христиан — как монашествующих, так и мирян (из Иерусалима, Греции, Румынии, России, Польши и даже Турции). Ныне этот образ благоговейно хранится в женском скиту, названном в честь иконы, но часто посещает скорбящих и нуждающихся в небесной помощи в самых разных местах Украины.

247

Какому святому молиться

Многие, придя в церковь, в растерянности стоят, не зная, к какой иконе подойти, какому святому помолиться, чтобы попросить избавления от какого-то конкретного недуга. 

ИСПЫТАНИЕ болезнью должно возбудить в человеке осознание греха. Вот как говорит святой псалмопевец Давид: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Псалтирь, 37, 4–9).

Однако христианин должен не только каяться в своих грехах, молиться о выздоровлении, но и лечиться. Между прочим, верующий человек отличается большей исполнительностью и большей верой врачу. Почему так? Преподобный Ефрем Сирин писал, что «тело — это храм Духа Святого, поэтому нужно иметь радение об этом храме», а епископ Игнатий (Брянчанинов), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и преподобный Амвросий Оптинский считали, что христианин должен с верой выполнять все медицинские назначения, с надеждой уповать на выздоровление, с любовью относиться к своему доктору, через разум и руки которого действует Сам Господь.

Библия слагает целый гимн врачам и медицине: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сирах, 38, 1–14). А в Новом Завете апостол Павел называет апостола Луку «врачом возлюбленным» (Колоссянам, 4, 14).

В Библии можно прочесть и о некоторых методах лечения. Применялись омовения, помазание маслом, наложение успокаивающих мазей на раны перед перевязкой (Исаия, 1, 6); пластырь из смокв накладывался на нарывы (Исаия, 38, 21); раны для дезинфекции омывались вином и маслом (Лука, 10, 34). Врачевательное служение Иисуса Христа принималось апостолами как Его наследие наряду с Его учением. Исцеление больных рассматривалось церковью как первейший христианский долг. В числе харизм апостол Павел упоминает «дары исцелений» (I Коринфянам, 12, 9).

«Со времени Иисуса Христа, — пишет кандидат медицинских наук Константин (Горянов), архиепископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, — значение болезни видится не в том, что она должна исчезнуть с лица земли, а в том, что Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Ибо болезнь, хотя и имеет некий смысл, все же остается злом. (Откровение, 22, 2)».

Наиболее известен и любим всеми православными христианами святой врач великомученик и целитель Пантелеимон. В молодости он изучал врачебное искусство, лечил людей и принял христианскую веру, за что был казнен в 305 году. Мы отмечаем день этого святого 9 августа по новому стилю.

Святой врач Валентин (да-да, тот самый Валентин, чей праздник католики отмечают 14 февраля как День всех влюбленных) прежде всего был врачом. Кстати, мы, православные, вспоминаем этого святого священномученика Валентина, пресвитера Римского, 19 июля по новому стилю. Валентин исцелял слепых, в том числе и слепую дочь своего тюремщика, которую любил. Казнен был святой Валентин за веру в Христа в 269 году в Риме. Ему молятся люди, страдающие заболеваниями глаз.

Святой Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, — это не кто иной, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, известный русский хирург, специалист в области гнойной хирургии, лауреат Государственной премии, прошедший сталинские концлагеря. Он умер в 1961 году и был канонизирован в лике святых в конце XX века. Святому Луке Войно-Ясенецкому молятся больные в России, Украине и Белоруссии, а также православные христиане в Польше, откуда ведется род Войно-Ясенецких. Церковь празднует его память 11 июня по новому стилю.

Куда и к кому должен обращаться православный христианин в случае болезни? В поликлинику по месту жительства и в свою приходскую церковь. Участковый терапевт направит вас к профильному специалисту, а ваш приходской батюшка отслужит молебен и так же обратится к «профильному» святому, приносящему облегчение и исцеление того или иного недуга. И вы сами в своих домашних молитвах будете обращаться к этим святым.

Итак, православный человек, наряду с консультацией у профильного специалиста и лечением у своего участкового врача, молится:

о скором выздоровлении — мученику Панкратию;

вообще при болезненном состоянии — святому епископу Спиридону Тримифунтскому, преподобному Пимену Многоболезненному, великомученику Пантелеимону, преподобному Агапиту, преподобному Сампсону, священномученику Ермолаю, мученикам Косме и Дамиану, мученикам Киру и Иоанну, мученикам Мокию и Аниките, мученикам Фалалею и Трифону, Божией Матери в честь иконы «Целительница»;

при головной боли — пророку Иоанну Предтече;

при болезнях глаз — Божией Матери в честь иконы «Казанской», святителю Алексию Московскому, святому Василию Блаженному, святителю Никите Новгородскому, праведному Симеону Верхотурскому, благоверному царевичу Димитрию, мученику архидиакону Лаврентию, мученику Мине Египтянину, святому сотнику Лонгину, великомученику Димитрию Солунскому, преподобной Евфросинии Московской, казанским святителям Гурию и Варсонофию;

при зубной боли — священномученику Антипе;

при болезнях желудка — великомученику Артемию;

при травмах и заболеваниях верхних конечностей — Божией Матери в честь иконы «Троеручица», преподобному Иоанну Дамаскину;

при травмах и заболеваниях нижних конечностей — праведному Симеону Верхотурскому, преподобному Серафиму Саровскому;

при инфекционных заболеваниях — мученику Конону, священномученикам Киру и Иоанну;

при повышенной температуре и лихорадке — апостолу Петру, святителю Василию Новому, преподобному Мирону, праведному Артемию Веркольскому, мученице Фотинии, праведной Иулиании Лазаревской;

при нарушениях менструального цикла — преподобному Ипатию Руфианскому;

при синдроме хронической усталости — преподобному Александру Свирскому, преподобному Никите Столпнику;

при бессоннице — семи святым отрокам в Ефесе, преподобному Иринарху Ростовскому, преподобному Маруфу, епископу Месопотамскому;

при отеках, асците — преподобному целебнику Ипатию Печерскому;

при ангине, гриппе, рините — священномученику Власию Севастийскому;

при заболеваниях ЛОР-органов — преподобному Иоанну Рыльскому;

при параличах — преподобному Иакову Железноборовскому, преподобному Иоанну Печерскому Многострадальному, преподобному Мартиниану Палестинскому;

при бесплодии — святым праведным Иоакиму и Анне, святым праведным Захарии и Елисавете, преподобному Роману Перекомскому, мученику младенцу Иоанну Киево-Печерскому, преподобному Ипатию Руфианскому, преподобному Евфимию Великому;

в трудных родах — Божией Матери в честь иконы «Помощница в родах», Божией Матери в честь иконы «Феодоровской», святым праведным Захарии и Елисавете, преподобной Мелании Римляныне, великомученице Екатерине Александрийской;

при проблемах естественного вскармливания — Божией Матери в честь иконы «Млекопитательница», преподобному целебнику Ипатию Печерскому, равноапостольной Нине, мученице Трифене Кизической, покровительнице младенцев иконе Божией Матери «Тихвинская», святому праведному Симеону Богоприимцу, мученику Уару Египетскому;

при детских болезнях — святителю Иулиану, праведной Иулиании Лазаревской;

при энцефалопатии и других неврологических заболеваниях раннего детского возраста — великомученику Никите Константинопольскому;

при эпилепсии и тяжелых нервно-психических расстройствах — мученику Виту Римскому;

при отморожениях — святым блаженным Андрею Константинопольскому и Прокопию Устюжскому;

при алкоголизме — Божией Матери в честь иконы «Взыскание погибших», мученику Вонифатию Тарсийскому, преподобному Моисею Мурину, Божией Матери в честь иконы «Неупиваемая чаша».

248

Великий пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению

Календарь Великого поста *****Здесь*******

249

Сегодня Лазарева суббота, завтра Вербное воскресенье.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

(великий двунадесятый праздник)
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: 'Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!' - таку евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: 'Возьми, возьми, распни Его!' и произнесут страшное проклятие на свой народ: 'кровь Его на нас и на детях наших' (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

Что есть в эти дни?
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.
Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

250

Святой праведный Лазарь жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом, а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых. (Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста - "Лазареву субботу"). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь. После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

251

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Пасха Христова — торжество из торжеств. «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...».

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.
Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.
Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

252

С понедельника  мы празднуем Светлую седмицу, это есть как бы один великий праздник Пасхи.
Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу.
В конце литургии  в день Пасхи, по заамвонной молитве, совершается освящение артоса (греч. - "хлеб") - это просфора большого размера с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос полагается в день Пасхи на аналое в храме у местной иконы Спасителя вместе с образом Воскресения Господня. В каждый день Светлой седмицы после литургии по обычаю совершается крестный ход вокруг храма: с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, с пением канона Пасхи. Обычно обносят при этом и артос. В монастырях после литургии артос переносят в трапезную при пении тропаря Пасхи, после трапезы бывает возношение артоса и потом его снова переносят в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В Светлую субботу артос раздробляется при чтении положенной молитвы и раздается верующим после литургии как великая святыня церковная для вкушения прежде принятия обычной пищи.
Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам, которые, навыкнув вкушать трапезу вместе с Господом, представляли себе Его присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом вечной жизни.
Светлая седмица заканчивается на восьмой день - в Неделю о Фоме, которая поэтому издревле составляла особое торжество - как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и была названа Антипасхой. С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года, поэтому Антипасха называется еще Неделей новой, Днем обновления, Обновлением.
Указывая на происходящее обновление природы после зимнего сна, служба Недели о Фоме побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу. В песнопениях этой Недели Святая Церковь, указывая на радостную истину Воскресения Господа.
После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия Божия. Поэтому и Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней.
После Пасхи, начиная с Недели о Фоме до Пятидесятницы, насчитывается семь седмиц, а до отдания Пасхи - шесть.
По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы по Пасхе относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Духа Святого на Своих учеников.
Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова.
После второй Недели и седмицы по Пасхе - о Фоме - следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц.
В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет.
В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. - "половина") Пятидесятницы - половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов.
Воскресное богослужение пятой Недели и служба следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею.
В Неделю шестую по Пасхе, о слепом, воспоминается дарование Иисусом Христом в Иерусалиме зрения слепорожденному.
В среду шестой седмицы по Пасхе совершается отдание Пасхи и начинается предпразднство Вознесения Господня

253

7 апреля - Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Этот праздник издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже «птица гнезда не свивает в этот день» – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. «Радуйся, Благодатная,» – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, «благой,» вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф.
Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником. Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.
Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?» Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого «Сила Всевышнего осенит Ее,» то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу.
Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: «Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему.»

254

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме.
В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог. В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере.
Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни.
В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой «рассудительностью» (или «рассуждением»). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – «Радуйся.» И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.
Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

255

http://i045.radikal.ru/1004/da/bb576b2959be.jpg

256

Вчера началась Фомина неделя.
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры". На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол. "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

257

А завтра - Радоница (общее поминовение умерших).
Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. (На Страстной и Светлой седмицы в храмах не поминают усопших и не читают заупокойных молитв). В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

258

С Фоминой недели в России начинается время венчаний после длительного перерыва на Великий пост.

259

Вчера православная церковь праздновала День СВЯТЫХ ЖЕН_МИРОНОСИЦ.
Евангелие возвещало вчера  о подвиге святых жен, последовавших Богочеловеку во время Его земного странствования, бывших свидетельницами Его страданий, присутствовавших при Его погребении.
Присутствовав при погребении в пятницу, они не сочли позволительным в субботу – в день покоя – нарушить тот покой, которым покоилось в священном мраке и затворе гробовой пещеры тело Господа. Жены намерены были излить свое усердие к Господу излиянием мира на Его тело. Возвратившись с погребения, они немедленно купили значительное количество благоуханных составов (миро) и ожидали наступающего дня по субботе, именуемого днем недельным, воскресным. В этот день, лишь воссияло солнце, благочестивые жены направились ко гробу. На пути они вспомнили, что ко входу во гроб привален большой камень. Это озаботило их, и жены начали говорить между собою: кто отвалит нам камень от дверей гроба?
Пришедши ко гробу, они, к удивлению своему, увидели камень отваленным. Отвалил его светоносный, сильный ангел: он, по воскресении Господа, снисшел с неба ко гробу, поразил ужасом стражей,  сокрушил печать и отодвинул тяжелый камень. Он сел на камне, ожидая пришествия жен. Когда они пришли, он возвестил им о воскресении Господа, повелев сказать о том апостолам.

260

Сегодня праздник - Вознесение Господне.
Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Христовом. Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи. Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как говорится в кондаке праздника, «никакоже отлучаяся», пребывает «неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим вездесущим Божеством, но и прославленным Телом в великом и пренебесном таинстве Святой Евхаристии (Тела и Крови Его), причастниками которого бывают все верующие. Вознесение Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного ангельского мира и прославление им великого снисхождения и милости Божией к человеческому роду.

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.


Вы здесь » Zavalinka » Церковный календарь. » Сегодня у нас по православному календарю....


Создать форум. Создать магазин